Задачи и проблемы мусорной реформы

Реформа, которую курирует краевое Министерство ТЭК и ЖКХ, проводится в рамках федерального нацпроекта «Экология» и рассчитана до 2030 г. 

Её основная цель – улучшение экологической ситуации в крае путём снижения объёмов захоронения мусора и увеличения его переработки. Проблема замусоривания на Кубани стоит достаточно остро. Ежегодно здесь образуется до 3,1 млн т твёрдых коммунальных отходов (ТКО), большая часть из которых – в краснодарской и сочинской агломерациях. По данному показателю регион занимает третье место в стране после Московской области и Москвы. Реформа включает в себя комплекс мероприятий, первое из которых – переход с 1 января 2020 г. на территориальную схему обращения с отходами. Для этого территория края поделена на 11 межмуниципальных зон. В каждой из них сбор, транспортировку и размещение мусора должен осуществлять отобранный на 10 лет на конкурсной основе региональный оператор. Например, одним из первых в России был назначен оператор Краснодарской зоны (включает Краснодар и Динской район) – АО «Мусороуборочная компания».

В отличие от муниципальных предприятий, часто оказывавших услуги по заниженным ценам, региональные операторы должны работать по экономически обоснованным тарифам. Для каждой зоны их устанавливает Региональная энергетическая комиссия КК. Как следствие реформа предусматривает поэтапный рост тарифов для населения (в некоторых районах – до 36 %). В частности, в Краснодаре, по прогнозам регионального Министерства ТЭК и ЖКХ, предельный тариф по обращению с ТКО может вырасти с 387,44 руб. в 2021 г. до 498, 77 в 2028 г.

Используя дополнительные ресурсы, региональные операторы совместно с государством должны участвовать в модернизации устаревшей системы мусорных полигонов в крае. По новым правилам, они могут размещать отходы только на отвечающих современным требованиям лицензированных площадках, которых сейчас в регионе 13. В дальнейшем планируется строительство девяти новых и расширение трёх существующих полигонов. Кроме того, краевые власти намерены провести рекультивацию 160 закрытых и подлежащих закрытию свалок площадью 560 га и ужесточить борьбу с нелегальными свалками. Эти меры призваны не только решать экологические задачи, но и повысить прозрачность «мусорного» бизнеса.

Ещё одним результатом реформы должны стать увеличение переработки отходов и максимальное вовлечение вторсырья в хозяйственный оборот. С июня 2020 г. в регионе поэтапно внедряется система раздельного сбора ТКО (начиная с пластика), для чего пока установлено около 3 тыс. контейнеров. Полигоны оборудуются мобильными сортировочными комплексами, проектируются предприятия по переработке и утилизации отходов. Администрация КК ставит в этой сфере более амбициозные цели, чем предусмотренные на федеральном уровне: к 2024 г. – повысить долю сортировки ТКО с текущих 24 до 100 %, к 2030 г. – сократить долю захоронения ТКО с 90 до 60 %.

«Мусорная» реформа началась на Кубани позже чем во многих других субъектах РФ и пока реализуется с существенными трудностями. Её успех во многом будет зависеть от того, насколько эффективно руководство КК сможет справиться с возникающими в области обращения с ТКО проблемами. Так, краевые власти испытывают заметные сложности с поиском региональных операторов. К февралю 2021 г. определены операторы для 8 из 11 зон, а приступили к реальной работе только 5 компаний. Потенциальных кандидатов отпугивают в том числе повышенные требования законодательства, затратность проектов, низкая рентабельность, нерациональная логистика.

С другой стороны, в регионе ощущается растущая нехватка лицензированных полигонов. Затягивается процесс оформления новых площадок. В ряде случаев муниципалитеты «провалили» работу по подбору и оформлению соответствующих земельных участков. Часть действующих полигонов (в особенности Белореченский) функционируют с систематическим нарушением природоохранных и санитарных норм.

На начальном этапе находится работа по созданию сортировочных мощностей. В регионе функционируют около полутора десятка цехов по сортировке отходов мощностью до 1 млн т, что недостаточно для достижения целевых показателей реформы. Операторы и население пока слабо мотивированы и к внедрению раздельного сбора мусора, особенно за пределами больших городов.

Серьёзной проблемой является также поиск источников финансирования реформы. По подсчётам Министерства ТЭК и ЖКХ КК, в ближайшие годы на рекультивацию закрытых свалок региону потребуется ориентировочно 8,7 млрд руб., а на расширение системы полигонов и строительство мусороперерабатывающих предприятий – 12,5 млрд руб.